Материал по безопасности для педагогов и родителей

Убедительная просьба к родителям!
Не отпускать детей на лёд без присмотра.
Правила поведения на водоемах в осенний период
С наступлением холодов, когда начинают замерзать реки, озера, пруды на скользкую поверхность льда устремляется молодежь. Излюбленное занятие некоторых — мчаться по первому неокрепшему еще льду, наслаждаясь тем, что лед прогибается, трещит. Особенно неосторожны бывают дети в возрасте от 8 до 12 лет. Не всегда считаются с опасностью провала на льду и взрослые люди. Нередко возвращаясь с работы или направляясь к знакомым, стремясь сократить путь, они переходят реку напрямик и оказываются в опасной ситуации.
Толщина и прочность льда. Чтобы без риска можно было находиться на льду, он должен быть прочным, иметь определенную толщину. Установлено, что переход одиночных пешеходов по льду возможен при толщине льда не менее 5 см. Большой группе людей можно переправляться по льду при толщине в 7 см., но каждый пешеход должен идти на расстоянии 5-6 м друг от друга. Для переправы грузовых машин и гужевых повозок толщина льда должна быть не менее 20-25 см.
Правила поведения на льду. С появлением первого ледяного покрова на реках, озерах, прудах нельзя использовать лед для катания и переправ, — молодой лед вначале бывает тонкий, непрочный и не выдерживает тяжести человека. Во льду образуются воздушные пузырьки, которые при движении трудно заметить. Кроме того, в местах замерзания веточек, дощечек и других предметов лед бывает еще слабее. И если такие места запорошил снег, то катающийся или проходящий в этих местах человек неизбежно попадет в беду.
Прежде чем кататься на льду и при его переходе нужно убедиться в его прочности.
Места, специально обозначенные для перехода и переезда, как правило, постоянно контролируются. Здесь ведется наблюдение за прочностью льда. При опасности переход по льду закрывается, производится дополнительное ограждение опасных мест, здесь всегда можно получить помощь.
Все остальные места покрытого льдом водоема практически не контролируются. В таких местах могут оказаться проруби, рыбацкие лунки, лед бывает тонким, подмытым. Провалившись под лед в таком месте, человек не может получить помощи и утонет.
Следует быть осторожным там, где есть или появилось быстрое течение, где ручьи впадают в реки, происходит сброс теплых вод с промышленных предприятий, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша. Одно неосторожное движение — и можно провалиться под лед.
Выходить на берег и спускаться к воде безопаснее всего в местах, не покрытых снегом. Идти лучше по уже протоптанным дорожкам, причем поодиночке, сохраняя интервал не менее пяти метров.
Не менее опасно также ходить и кататься на льду поодиночке в ночное время, особенно в незнакомых местах.
При необходимости перехода по льду внимательно следите за товарищем, чтобы вовремя оказать ему помощь. При перевозке небольших по величине, но очень тяжелых грузов по льду следует класть их на сани или брусья с большой площадью опоры на лед, чтобы избежать провала.
Как остаться живым на «тонком льду»
Надо сказать, что осенние водоемы с ноября по декабрь (то есть до наступления устойчивых, крепких морозов) невероятно коварны. Ежегодно люди становятся жертвами «тонкого льда».
Что нужно знать о становлении льда осенью
В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно — по частям: сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах), а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда. Даже на одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Скрепленный вечерним или ночным холодом, в период с ноября по декабрь лед еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.
Каковы же признаки так называемого «тонкого льда»? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый – такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Лед может быть непрочным около стока вод; на течении (особенно быстром), на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. Следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, к тому же снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.
Какой же должна быть толщина льда? Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 см; массовой пешей переправы – не менее 15 см; для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лед толщиной 20 см; для автомобиля весом 3,5 тонны разрешается переправа при толщине льда 25 см.
Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их. Следует иметь в виду, что состоит из двух слоев: верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного и прочного). Измерить точную толщину можно, лишь очистив сначала верхний (мутный) слой от снегового, совсем уже непрочного льда. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре, превышающей ноль градусов в течение трех дней, прочность льда снижается на 25%.
Провалиться под лед может каждый из нас: рыболов; турист; охотник; местный житель, сокращающий себе путь; или ребятишки, играющие на льду. Вопрос в том, как избежать этого и что делать, если вдруг случилась беда?
Чего нужно избегать в период становления льда:
— никогда не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (если есть туман, снегопад, дождь);
-не проверяйте на прочность лед ударом ноги (если после первого сильного удара поленом или лыжной палки покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин);
-убедительная просьба родителям: НЕ ДОПУСКАЙТЕ ДЕТЕЙ НА ЛЕД ВОДОЕМОВ (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) БЕЗ ПРИСМОТРА;
-одна из самых частых причин трагедий на водоемах – АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.
О чем нужно помнить в период становления льда:
-при вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне (но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут);
-при переходе водоема группой необходимо соблюдать дистанцию друг от друга (5-6м);
-замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности быстро их откинуть;
-если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае провала льда под вами;
-при переходе через речку пользуйтесь ледовыми переправами;
-на замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом (груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки).
Как спасти себя, если вы провалились под лед:
-действуйте самостоятельно (не поддаваясь панике) нельзя барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда (под тяжестью тела она будет обламываться);
-чтобы избежать теплопотерь организма, находясь на плаву, голову держите как можно выше над водой (известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю);
-попав в пролом воды, широко раскиньте руки, для того чтобы удержаться на поверхности и не провалиться под лед с головой;
-спокойно, не делая резких движений, старайтесь выбраться на поверхность в сторону более крепкого льда; для этого обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед;
-без резких движений отползайте от опасного места в том направлении, откуда пришли; зовите на помощь;
-добравшись до безопасного места, избавьтесь от воды, пропитавшей одежду – если позволяет погода; есть возможность разжечь костер или рядом оказались люди; если ничего этого нет, то единственное, что вы можете сделать – это просто вываляться в снегу (снег впитывает излишки воды и способствует быстрому образованию ледяной корочки на одежде, которая будет защищать вас от продувания ветром).
Как спасти провалившегося под лед:
-увидев попавшего в пролом льда, вызвать городские службы спасения по тел. 01; 112;
-подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски;
-сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность;
за 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство. Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться;
-если нет приспособлений, то несколько человек ложатся на лед и цепочкой, удерживая друг друга за ноги, подвигаются к пострадавшему и помогают ему выбраться из пролома на лед.
Как оказать пострадавшему первую помощь:
-если пострадавший захлебнулся водой и не дышит, выполнить первичные меры по освобождению его дыхательных путей от воды, делать искусственное дыхание до появления пульса и самостоятельного дыхания;
-пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, если есть возможность, снимите с него мокрую одежду, наденьте сухое, закутайте его в одеяло;
-если он в сознании, напоите горячим чаем, кофе; очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.
НЕЛЬЗЯ растирать тело спиртом, жирными мазями, снегом, интенсивно отогревать (горячий душ, ванна, жаркое помещение), давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму (он будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему);
-если людей поблизости вас нет, то согревайтесь любыми способами: физические упражнения, огонь, обильное горячее питье, горячая пища; если нет возможности высушить мокрую одежду, не снимайте ее.
Время безопасного пребывания человека в воде:
— при температуре воды 5-150 С — от 3,5 до 4,5 часов;
— температура воды 2-30 С — оказывается смертельной для человека через 10-15 минут;
— при температуре воды минус 20 С — смерть может наступить через 5-8 минут.
Уважаемые дети и взрослые! Во избежание трагических случаев:
• Соблюдайте элементарные правила безопасности на льду, помните, безопасным лед считается при толщине не менее 12 см.
• Запрещается ходить по льду под мостами, рядом с любыми водными сооружениями, в местах впадения в водоем ручьев и рек.
• Если вы стали свидетелем происшествия, немедленно сообщите об этом по телефону службы спасения 112 (звонок бесплатный) или 01.
• По возможности окажите пострадавшему первую помощь и ждите прибытия спасателей.
Родители, не оставляйте детей без присмотра! Будьте внимательны к окружающим!
Будьте внимательны к себе, своему здоровью, ведь сэкономленные пять минут не смогут заменить Вам всю жизнь!
Строгое соблюдение мер предосторожности на льду — главное условие предотвращения несчастных случаев во время ледостава.


Информационная безопасность

Памятка для обучающихся

Памятка для родителей


Памятки для детей и родителей!!!

07-05-2018_12-30-3


Уважаемые родители (законные представители) учащихся образовательных организаций МР «Печора»!

Сообщаем, что вы можете получить сведения о законности перевозок детей в органах ГИБДД.

Телефоны дежурной части Управления ГИБДД МВД по Республике Коми (167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Д. Каликовой, 27): 8(8212)282200, 8(8212)282803, 8(8212) 282239.

Телефон дежурной части отдела ГИБДД отдела МВД России по городу Печоре  (169600, Республика Коми, г.Печора, ул. Спортивная, д.71 б) 8(82142)31961, телефон для справок 8(82142)78985, телефон для записи 8(82142)78983.

 Телефоны подразделений Госавтоинспекции по городам и районам Республики Коми размещены на официальном интернет-сайте Госавтоинспекции МВД России (www.gibdd.ru).


Пал травы Запрещен!


Берегите себя и своих детей!

Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Убедитесь, что ваши дети знают телефон полиции, скорой помощи, пожарной и экстренной службы, свой домашний адрес. Поговорите о правилах безопасности дома и на улице.

Не допускайте шалость детей с огнем. Спички, зажигалки, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и материалы не должны храниться в доступном для детей месте.

Чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, учите с детьми правила дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте.

Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если вам кажется, что они мнимые.

Убедите ребенка, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло.


Интернет_и_антитеррор

Остановим_терроризм


Болезни сердца у детей и их предупреждение


Ссылки для скачивания рекламно-информационных материалов, разработанных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Рекламно-информацинные материалы.


БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет – это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.

Мы хотим сделать Интернет максимально безопасным для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если государство, представители бизнеса, правоохранительные органы и общественность объединят усилия, а родители осознают свое главенство в обеспечении безопасности детей.

Данные рекомендации – практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине» :
• Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
• Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета, рассказывайте, как вовремя предупредить угрозы.
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:
• Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием со стороны другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям.
• Объясните ребенку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях и других открытых источниках нежелательно и даже опасно.
• Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
• Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.
• Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
• Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что за шесть кликов можно перейти от «белого» сайта к «чёрному».
• Научите ребенка самостоятельно вносить адрес в адресную строку браузера. Это позволит избежать сайтов-клонов.
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
• Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.
• Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ребенок.
• Пользуйтесь программами семейной безопасности, которые позволяют полностью перекрыть доступ в Интернет или установить веб-фильтры, а также проверить, на какие сайты заходит ребенок, какие программы использует, сколько времени проводит в сети.
• Если ваш ребенок – учащийся младших классов и часто остается дома один, ограничьте ему время пребывания в Интернете.
• Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
• Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
• Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
• Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.
• Учитесь у ребенка! Дети XXI века нередко продвинутее родителей в вопросах компьютера и Интернета. В форме игры попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.
Правило 5. Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признаки Интернет-зависимости:
• Уясните, вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависимость от Интернета является «удобным» типом зависимости для родителей, так как носит неявный характер по сравнению с другими серьезными проблемами, к примеру, алкоголем и наркотиками.
• Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребенок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером – все это может быть признаками зависимости от Интернета.
• Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с друзьями или родителями.
• Старайтесь распознать зависимость как можно раньше и при необходимости обратиться к специалисту.
Правило 6. Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:
• До 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к компьютеру/Интернету.
7-10 лет — время за компьютером рекомендовано ограничить 30 мин. в день.
10-12 лет — до 1 часа за компьютером.
старше 12 лет – не более 1,5 часов с обязательными перерывами.
• Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечно сосудистые заболевания.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Уважаемые взрослые!

Не оставляйте детей одних вблизи железнодорожных путей.

Помните, это опасно для их жизни!

Каждый гражданин должен помнить, что железнодорожный транспорт – зона повышенной опасности и пользуясь его услугами, гражданин обязан выполнять общепринятые правила личной безопасности. Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, настилами, убедившись в отсутствии движущегося поезда или маневрового локомотива.

Помните, что опасно для жизни – оставлять детей без присмотра и позволять им играть вблизи железной дороги.

ЗАПОМНИТЕ:

Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Подлезать под железнодорожным подвижным составом.

Перелезать через автосцепные устройства между вагонами.

Бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом.

Устраивать различные подвижные игры.

Оставлять детей без присмотра.

Прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути.

Осуществлять посадку и (или) высадку во время движения.

Уважаемые взрослы, не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги!

Помните, что железная дорога – не место для детских игр.

Уважаемые взрослые, все трагедии с участием детей на железнодорожном транспорте можно было предотвратить!!!

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

— Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

— Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

— Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

— Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

— Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.

— Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

— Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.


ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 54 СК РФ

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 статьи 55 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 55 СК РФ

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 56 СК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в статью 57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2008 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 5972132134136143145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 57 СК РФ

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 58 СК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ в статью 59 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

ГАРАНТ:

О перемене имени лицами, достигшими четырнадцати лет, см. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ

См. комментарии к статье 59 СК РФ

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ГАРАНТ:

О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение см. Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 60 СК РФ


Правовое воспитание школьниковправовое воспитание школьников

Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

Этим вопросом занимается гражданско правовое воспитание школьников. На уроках истории и права, а также во время внеклассных бесед педагоги постепенно формируют у своих учеников гражданскую позицию. Начинать подобную работу можно уже в начальной школе, причем воспитание младших школьников можно скорее назвать нравственно правовым. Немалая роль в этом процессе принадлежит институту семьи. Именно родители должны объяснять своим малышам прописные истины, прививать им определенные духовные ценности. Детям 7-10 лет можно рассказать, что:

  • они живут в стране, где каждый человек является таким же, как и они, гражданином;
  • все люди равноправны, то есть равны перед законом;
  • законы нужны, чтобы их соблюдать, и это является обязательным для всех;
  • если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность;

Гражданско правовое воспитание младших школьников – первая и очень важная ступень формирования гражданского самосознания. Без понимания перечисленных выше основ невозможен переход на более высокий уровень осознания себя как гражданина своего государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Школьник должен понимать, что он несет за свои действия ответственность перед собой, обществом и государством.

Правовое воспитание старших школьников должно включать в себя следующие мероприятия:

  • изучение основного закона государства – Конституции;
  • знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
  • ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
  • проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, гражданско правовое воспитание школьниковчто взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.

Гражданско правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в школах благоприятствует росту правосознания среди детей и даже снижению уровня детской преступности.


ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА

И ЭКСТРЕМИЗМА

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ!

ОБЪЯСНИТЕ ДЕТЯМ!

«Правило четырех «не»:

— Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.

— Не заходи с ними в лифт и подъезд.

— Не садись в машину к незнакомцам.

— Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку,

проводить к магазину?

Все равно скажи –« НЕТ»

Объясни, как найти улицу, но ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И

даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе

прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не

провожать.

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

— Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

— Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не

предупреждали об этом заранее.

— Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру

или идти с ним куда-то.

— Если новый знакомый угощает чем-то.

Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до

дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру.

Соглашаться на это нельзя ни в коем случае!

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой:

— Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не

провожай.

— Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить

родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.- Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая

заплатить, отвечай: «Нет!».

— Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не

соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.

— Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от нее и ни в коем

случае не садись в нее.

— Если человек не отстает от тебя, подойти к любому дому и сделай вид, что это твой дом,

помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.

Преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на

время становиться добрым и милым дядей.

Поэтому наш совет:

— на все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то, или поиграть, надо ответить

«Нет!», даже если очень интересно. А, придя домой, надо обязательно рассказать

взрослым об этом человеке.

Но как быть, если взрослый очень настойчив?

Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не

разрешает!».

Это очень опасно!

От такого человека надо бежать, сломя голову. И, придя домой, обязательно рассказать об

этом родителям.

Правила поведения на улице:

— Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай

страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти

рядом с ними.

— В автобусе, трамвае, метро, в электричке садись ближе к водителю или машинисту и

выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка

твоя.

— Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвести или просьбу показать,

как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу.

— Не ходи в отдаленные и безлюдные места.

Правила поведения в своем доме:

— Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в

квартиру только хорошо знакомых людей.- Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди,

подожди, пока они не уйдут.

— Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в

диспетчерскую, обслуживающую ваш дом, и наведи справки.

— Если возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не входи в дом, а вернись

в многолюдное место, и попроси помощи.

— Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Профилактика экстремизма

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды.

Различают следующие

виды экстремизма:

1. политический

2. национальный

3. религиозный

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его

экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей

других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к

инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы

обострилась проблема исламского экстремизма.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего

конституционного строя.

На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности

Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений

экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных

организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются

молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко — несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Преступления экстремистской направленности.

К преступлениям экстремистской направленности относятся:

публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение

ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация

экстремистского сообщества и т.д.

Проявления экстремистской деятельности1. Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием,

угрожающее жизни и здоровью граждан.

2. Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее

национального превосходства и национальной исключительности.

3. Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о

физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем

влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

4. Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и

исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание

национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма,

установления культа вождя.

Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень

уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста

тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

ЕСЛИ ВАС ЗАХВАТИЛИ В ЗАЛОЖНИКИ

Основные правила:

1. Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом.

2. Подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию.

3. Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям.

4. С самого начала (особенно в первый час) выполняйте все указания бандитов.

5. Не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного

сопротивления. Это может усугубить ваше положение.

6. Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.

7. Заявите о своем плохом самочувствии.

8. Запомните как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как

выглядят, особенности внешности, телосложения, акцента, тематика разговора,

темперамент, манера поведения).

9. Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).

10.Сохраняйте умственную и физическую активность. Помните, правоохранительные

органы делают все, чтобы вас вызволить.

11. Не пренебрегайте пищей. Это поможет сохранить силы и здоровье.

12. Расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для

обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на

поражение преступников.

13.При штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке.

14.После освобождения не делайте скоропалительных заявлений.